Диагностические критерии для аутистического расстройства

В табл. 1.2 представлены критерии DSM-IV для аутистического расстройства (DSM- IV. АРА, 1994; DSM-IV-TR, АРА, 2000), Важно, ч то критерий раннего начала (отставание или аномальное функционирование по крайней мере и одной ил грех областей - со­циального взаимодействия, речи и играх на воображение — нас тупившее до трех дет) был восстановлен. В табл. перечислено двенадцать критериев симптомов, выбранных мз шестнадцати по DSM-III-R. При этом по крайней мере два симптома выявляют на рушения социального взаимодействия и один - нарушение коммуникаций и ограниченный набор повторяющихся стереотипных форм поведения и интересов. Эта оценка нарушения социального взаимодействия отражает первичность того» что Каннер и Винг назвали социальной отсталостью при аутизме.

Ознакомьтесь с тестами по психиатрии. Вы найдете множество интересных вопросов для подготовки к аттестации.

Таблица 1.2 Диагностические критерии для Аутистического расстройства

А.Общие из шести (или более пунктов) от (1), (2), с как минимум двумя из (1) и по одному из (2) и (л):

(1) качественное нарушение социального взаимодействия, состоящее как минимум из двух следующих признаков:

  •  заметные затруднения в различных формах невербального поведения, например в глазном контакте, выражении лица, позах и жестах, необходимых при социальном взаимодействии
  •  неспособность развивать отношения со сверстниками в соответствии с уровнем развития
  •  отсутствие спонтанного стремления разделить радость, интересы или успехи с другими людьми (например, неспособность показывать, приносить или делиться предметами интереса)
  • отсутствие социального или эмоционального сотрудничества

(2) качественные нарушения коммуникаций, проявляющиеся хотя бы в одном из следующих признаков:

  •  замедление или полное отсутствие признаков развития разговорной речи (не сопровождается попытками компенсировать ее альтернативными способами, например жестами или мимикой)
  • люди с адекватной речью имеют выраженные нарушения способности начать или поддержать разговор с другими
  • стереотипные повторяющиеся речевые формы или идиосинкразический язык 
  • неспособность к различным спонтанным играм на воображение («понарошку») или к играм, имитирующим социальные модели, соответствующие уровню развития

(3)ограниченный набор повторяющихся стереотипных форм поведения, интересов и деятельности, как показано хотя бы в одном из нижеследующих пунктах:

  • полная поглощенность одной или несколькими формами стереотипных ограниченных форм поведения и интересов, аномальных по интенсивности или сфокусированности
  • явная и несгибаемая приверженность специфическому, нефункциональному рутинному укладу или ритуалам
  • стереотипная и повторяющаяся двигательная манерность (например, взмахи руками или пальцами или вращения, или движения всем телом)
  •  упорная увлеченность частями предметов

(4) Отставание или патологическое функционирование как минимум по одному из следующих пунктов с началом в возрасте до трех лет: (1) социальное взаимодействие, (2) язык в контексте социального общения, (3) игры на воображение или условность

 (5) Нарушение не укладывается в рамки синдрома Ретта или дезинтегративного расстройства детского возраста с разрешения Американской психиатрической ассоциации мл: Diagnostic and Statistic

В сопроводительном описании критериев, представленных DSM-IV-TR, содержатся некоторые уточнения. В пункте «А 1 б» в связи с взаимоотношениями со сверстниками сказано, что у детей младшего возраста может быть незначительным интерес или полное отсутствие интереса к установлению дружеских отношений, а у детей постарше мажет появляться интерес к дружбе, но нет понимания норм социального взаимодействии. От­сутствие социального или эмоционального сотрудничества (критерий «А 1 г») описы­вается как недостаточная активность в ролевых или совместных играх, с предпочтени­ем индивидуальной деятельности или только с техническим участием других. Аутисты могут не обращать внимания на других детей, не имеют представления о потребностях других или не в силах распознать душевное состояние другого.

Далее приводится описание коммуникативных нарушений:

С развитием речи ребенка интонации, ритм или ударения могут принимать неадекватные формы ...Грамматическое построение предложения часто бывает незаконченный включает crepeonw ные и повторяющиеся формы (например, повторяющиеся слова или фразы, независимо от их значения; созвучия или рекламные слоганы) или идиосинкразический язык (те. язык, имеющий смысл только для тех, кто знаком с индивидуальным стилем речи человека). Понимание языка часто сильно отстает, поэтому человек бывает не в состоянии понять простые вопросы или об­ращения. Нарушения активной речи (языка общения) часто с очевидностью проявляются в не­способности сопровождать слова жестами и понимать юмор или переносный смысл, например иронию или подтекст. Игры, требующие воображения, отсутствуют или сильно искажены .АРА. 2000, pp. 70-71).

Представлено также описание ограниченного набора повторяющихся стереотипных форм поведения и интересов:

Люди с аутистическим расстройством демонстрируют выраженно ограниченный диапазон ин­тересов и часто одержимы одним узким интересом (например, даты, телефонные номера, по­зывные радиостанции). Они могут снова и снова подбирать определенное количество игрушек в одном и том же порядке или постоянно повторять мимику телеведущего. Они могут требовать однообразия и активно сопротивляются любым незначительным изменениям (например, ма­ленькие дети могут катастрофически реагировать на малейшие изменения в окружающей об­становке: перестановку мебели или появление новой посуды на обеденном столе). Чаще всего они проявляют заинтересованность в бессмысленном рутинном распорядке или ритуалах, бес­причинно настаивают на этом (например, каждый день ходить в школу только одной и той же дорогой). Стереотипные движения выглядят как движения руками (покачивание, щелчки паль­цами) или всем телом (раскачивание, приседание и наклоны)... Такие люди демонстрируют не­преклонную увлеченность отдельными частями предметов (пуговицами, деталями). Их также могут увлекать движения предметов (например, крутящиеся колеса игрушки, открывающиеся или закрывающиеся двери, лопасти вентилятора или другие быстро двигающиеся объекты). Ом способны привязываться к неодушевленным предметам (например, кусочком веревки или ре­зинки) (АРА, 2000, р. 71).

DSM-IV-TR также перечисляет симптомы и формы поведения, сопровождающие ау­тистическое расстройство, но не являющиеся критериями диагноза: гиперактивность; небольшой объем внимания; импульсивность, членовредительство и агрессивное по­ведение; гиперчувствительность к звукам, свету, прикосновениям, запахам; аномалии и еде; нарушения сна; патология настроения и эмоций. Критерии для аутизма детского возраста по МКБ-10 вполне сопоставимы с критериями, представленными в DSM-IV. Перед составлением DSM-IV было проведено многонациональное полевое исследова­ние, в котором 125 врачей оценивали 977 случаев аутизма и связанных с ним заболева­ний, используя критерии DSM-III, DSM-III-R и МКБ-10 (Volkmar et а/., 1994). Критерии МКБ-10 были признаны более детальными и позволили снизить количество ложных положительных диагнозов, чем критерии DSM-III-R. Это полевое исследование и его последующее обсуждение привели к решению утвердить общие критерии, приведенные в МКБ-10 и DSM-IV.

Таким образом, две признанные диагностические системы определяют аутистиче­ское расстройство (аутизм детского возраста) в соответствии с критериями, которые стали результатом плодотворной работы Каннера и Раттера и впоследствии были доработаны, уточнены и обоснованы. Эти критерии отличаются высокой степенью надежности и доказательности, особенно в случаях дифференциальной диагностики аутистического расстройства и неаутистических психотических состояний (Volkmar et al.t 1994; Rutter, Schopler, 1988; Volkmar, Klin, 2005). Однако различия между аути­стическим расстройством и другими общими расстройствами развития в описаниях DSM-IV и МКБ-10 не так очевидны (Mahoney et al., 1998; Myhr, 1998; Klin et al, 2000; Witwer, Lecavalier, 2008). Отсутствие этих четких различий стало одной из главных причин, по которой в DSM-V не будет нынешних различий между общими расстрой­ствами развития, а будут установлены критерии для одного диагноза «расстройство аутистического спектра». Он соединит в себе исторически сложившиеся диагнозы аутистического расстройства, синдрома Аспергера и ОРР-Н, которые впоследствии перестанут использоватьс


Вы здесь: Home Психиатрия Аутизм Диагностические критерии для аутистического расстройства