Общее расстройство развития

Кэмберуэлльское исследование, проведенное Винг и Гоулд в 1979 году, и обсуждение синдрома Аспергера (Wing, 1981) способствовали лучшему пониманию состояний, име­ющих общие ключевые черты тяжелых отклонений в развитии социального сотрудни­чества с аутистическим расстройством, но отличавшихся от него качеством социальных нарушений или тяжестью других черт аутистической триады. В 1980 году в DSM-III по­явилась диагностическая категория атипичного общего расстройства развития у детей с «подобными аутизму» чертами, которые при этом не соответствовали диагностиче­ским критериям детского аутизма.

Проверьте свои знания, пройдите тесты по психиатрии.

Система DSM-IIIR (1987) присвоила этим детям диагноз: общее расстройство разви­тия, неуточненное. Такое определение сохранилось и в DSM-IV (1994), но из этой кате­гории были изъяты три диагноза — синдром Аспергера, болезнь Ретта и дезинтегратив- ное расстройство детского возраста. В издании DSM-IV (1994) было произведено еще одно важное изменение: отказ от наличия дефицита социальных взаимодействий как необходимого диагностического критерия. Существенные нарушения в любом из трех показателей аутистической триады сочли достаточными. Таким образом, ребенок мог получить диагноз ОРР-Н, если у него были нарушения вербальных или невербальных коммуникаций, повторяющиеся, ограниченные или стереотипные формы поведения, интересов или деятельности, но при этом отсутствовали нарушения в сфере социально­го взаимодействия.

Получалось, что такой подход расширял категорию ОРР-Н, и во втором выпуске DSM-IV-TR (АРА, 2000) это было исправлено. Теперь, в соответствии с DSM-IV-TR, чтобы получить диагноз ОРР-Н, ребенок должен иметь «тяжелые и общие нарушения в развитии социального взаимодействия» и еще некоторые симптомы — либо наруше­ние коммуникаций, либо стереотипные формы поведения, интересов или деятельности. Помимо этого, симптомы ребенка не должны подпадать под диагностические критерии других расстройств развития, шизофрении или расстройства личности.

Издание МКБ-10 имеет некоторые отличия от DSM-IV-TR в своем подходе к об­щим расстройствам развития, которые не подходят под критерии детского аутизма. Как и в DSM-IV, МКБ-10 предлагает отдельные критерии для диагнозов синдрома Асперге­ра, синдрома Ретта и дезинтегративного расстройства в детском возрасте, но при этом использует категорию атипичного аутизма и позволяет поставить этот диагноз при со­ответствии одному или двум, но не всем трем, критериям патологии, необходимой для диагноза детского аутизма. (В этом отношении МКБ-10 согласуется с ранней версией DSM-IV 1994 года). Диагноз «атипичный аутизм» также используется, если он соответ­ствует критериям детского аутизма, но начало болезни приходится на возраст старше трех лет. Кроме того, МКБ-10 включает категорию общего расстройства развития, не- уточненного, применимую в случаях, которые соответствуют общему описанию ОРР, но о них нет адекватной информации или данные противоречивы, что препятствует по­становке уточненного диагноза ОРР.

Эти определения предполагают, что диагноз ОРР-Н объединяет некие остаточные или расплывчатые диагнозы для случаев, которые соответствуют некоторым, но не всем, критериям аутистического расстройства. Общее расстройство развития, неуточиемнос имеет широкое назначение. В отличие от синдрома Аспергера, оно может включат* /по дей с выраженным отставанием в развитии в первые три года жизни, но также может ох ватывать и людей со средними или выше среднего интеллектуальными способностями, которые не соответствуют ни одному диагностическому критерию АР или С А. ! Ншдсми ологические исследования показывают, что ОРР-Н встречается достаточно часто: рас­пространенность ОРР-Н и синдрома Аспергера вместе взятых десятикратно превышает распространенность аутистического расстройства (Fombonne, 2007).

Тоубин (Towbin, 2005) приводит в пользу клинической значимости ОРР-Н следую­щие доводы. Этот диагноз нужен:

  1. для профессионального диагноза, когда информации недостаточно;
  2. при более мягких нарушениях, остающихся в рамках аутистического спектра;
  3. для случаев с более поздним началом расстройства;
  4. для состояний с существенным дефицитом социального взаимодействия неясного происхождения. По мнению Тоубина, первое время болезнь Аспергера тоже была недостаточно выявленным состоянием, которое сначала было включено в ОРР-Н (по версии DSM-IIIR), а затем признано самостоятельным диагнозом (по версии DSM-IV). Клиническая картина состояний, о которых говорит Тоубин, попадающая в категорию ОРР-Н, представляет собой сложное сочетание расстройства разви­тия (MCDD, Buitelaar et al, 1999); задержки двигательного контроля и восприятия (DAMP, Gillberg, 1995) и расстройства семантико-прагматического языка (состояние, описанное логопедами).

Хотя общее расстройство развития и признано гетерогенной категорией, тем не менее многие продолжали считать, что его выведение из аутистического расстройства было неправомерным. Махони и коллеги (Mahoney et al., 1998) ссылаются на то, что опытные клинические специалисты по большей части приходят к согласию, когда случаи ОРР от­деляют от других расстройств, а аутистическое расстройство — от синдрома Аспергера, но не когда детям диагностируют атипичный аутизм. Аллен и коллеги (Allen et al., 2001) обнаружили, что дети дошкольного возраста с аутистическим расстройством и дети с ОРР-Н (по диагностическим критериям DSM-III) не отличались друг от друга по вер­бальным и адаптивным навыкам или поведению, когда их объединили в одну группу по показателям IQ. Об этой проблеме заявляли Бьютелаар и коллеги (Buitelaar et al., 1999) и Уокер и коллеги (Walker et al, 2004), когда настаивали на пересмотре современных ди­агностических критериев для более четкого определения группы детей, которым можно достоверно поставить диагноз ОРР-Н.

Даже если бы можно было прочертить четкую границу, разделяющую детей с ОРР-Н и с аутистическим расстройством, скорее всего, у двух этих групп останется крепкая взаимосвязь. Не так давно было установлено, что оба состояния диагностировались у братьев и сестер, включая монозиготных близнецов (Bailey et al, 1995; Le Couteur et al., 1996). По данным Тоубина (Towbin, 2005), все показатели нейрофизиологических и нейропсихологических исследований (включая вызванные зрительные потенциалы, фиксацию взора и тесты на мышление) не помогли выявить четких различий между ОРР-Н и аутистическим расстройством. Несомненно, концепция расстройств аути стического спектра опирается на предполагаемой неразрывное!и аутистического рас стройства с неаутистическими общими расстройствами развития, Предполагается, ню в DSM-V диагноз ОРР-Н исчезнет как отдельная категория и будет относиться ь i руине расстройств аутистического спектра.

Вы здесь: Home Психиатрия Аутизм Общее расстройство развития