Исследования распространенности аутизма

Первая работа по выявлению распространенности аутизма среди специфической педи­атрической выборки была проведена Лоттером (Lotter) в 1966 году. Он обследовал де­тей в графстве Миддлсекс (Англия). По его данным, распространенность составляла 2,0 случаев на 10 ООО детей с ключевым синдромом аутизма (критерием Каннера) и 2,4 слу­чаев на 10 ООО детей с некоторыми менее выраженными проявлениями, общая частота рас­пространенности составила 4,5 случаев на 10000 детей. На протяжении почти 30 лет было проведено 20 эпидемиологических исследований, которые показали похожие результаты.

Распространенность аутизма в Англии, Франции, Швеции, Ирландии и США коле­блется в пределах 5 случаев на 10000 человек. Только в Японии исследования показали более высокие цифры (Fombonne, 1999; 2003а; Wing, Potter, 2009).

Затем в начале 1990-х обследования больших популяций стали выявлять более высо­кие показатели: 15-40 случаев на 10000 аутистического расстройства и 18-77 на 10000 расстройств аутистического спектра, но не аутистического расстройства (Wing, Potter, 2009). Распространенность заболеваний всего аутистического спектра оказывает­ся самой высокой — от 70 до 113 случаев на 10000 человек (Fombonne, 2009; Autism, Developmental Disorders Monitoring Network, 2009; 2012; Lazoff et al, 2010). По последним данным, уровень распространенности составляет 1% населения, и это означает, что рас­стройства аутистического спектра в целом оказываются на втором месте среди самых распространенных заболеваний после умственной отсталости.

Как же объяснить такой стремительный рост распространенности аутизма? Каким образом это редкое психическое заболевание стало таким распространенным расстрой­ством развития? Неужели это «эпидемия аутизма», как считают некоторые, или в про­шлом этот диагноз просто игнорировали? Если рост заболеваемости аутизмом реален, можем ли мы выявить его причину?

Приступая к ответам на эти вопросы, нужно разобраться в методах определения рас­пространенности, принятых в эпидемиологических исследованиях. Как правило, чтобы получить достоверные цифры, исследователи выбирают популяцию значительных раз­меров; назначают эпидемиологическую выборку, охватывающую всех детей, имеющих риск заболевания; пользуются методами систематического скрининга этих детей, вы­являя все возможные случаи; применяют надежные способы подтверждения диагноза, опираясь на данные скрининга (Rutter, 2005).

Выявление случаев можно дополнять, изучая административные записи таких учреж­дений, как школы, медицинские службы и центры, куда обращаются дети с нарушени­ями; используя опросные листы для родителей и персонала; проводя систематический скрининг эпидемиологической популяции с помощью стандартных инструментов (на­пример, регулярные посещения педиатрических учреждений). Подтверждение случая заболевания лучше всего проводить в процессе клинического обследования, но также допустимо пользоваться мнением эксперта, который может изучить материалы и записи.

Далеко не все эпидемиологические изыскания практикуют эти технологии. Однако многие исследования основаны именно на таких методах, в частности последние аме­риканские и британские работы из Центра по контролю и профилактике заболеваний (Bertrand et al., 2001, Yeargin-Allsopp et al., 2003; Autism, Developmental Disabilities Monitoring Network, 2007; 2009; 2012), Британское общенациональное обследование здо­ровья детей (Fombonne et al, 2001), the Special Needs and Autism Project in South Thames, UK (Baird et al., 2006) и два исследования детей дошкольного возраста в Стаффорде, Ве­ликобритания (Chakrabarti, Fombonne, 2001; 2005).

Хорошим примером всестороннего многоэтапного обследования может служить ра­бота, которую провели Чакрабарти и Фомбон в Стаффордшире (Англия). В двух отдель­ных исследованиях авторы обследовали две когорты детей. В первой когорте, количеством 15500 детей в возрасте от 2,5 до 6,5 лет, проводился стандартный профессиональный ме­дицинский скрининг проблем развития за 1998-99 годы. На основе результатов скрининга 576 детей были отобраны специалистами-дефектологами для прохождения второго этапа. 426 детей из этой группы прошли тщательное обследование у мультидисциплинарной ко­манды специалистов, которые проводили стандартные диагностические интервью и пси­хометрические обследования. 97 детей из общего числа получили подтверждение диагно­за общего нарушения развития. Полученная цифра распространенности заболевания со­ставила 62,6 случаев на 10000 для всех расстройств развития: 16,2 случаев на 10000 детей с аутистическим расстройством и 45,8 на 10000 для других общих расстройств развития. Из 97 у 26% детей была некоторая степень умственной отсталости, а у 9% — сопутствую­щее заболевание. Во второй работе используя похожие методы в том же регионе Мидлэндс, Чакрабарти и Фомбон провели проверку 10900 детей в возрасте от четырех до шести лет в 2002 году. Шестидесяти четырем детям поставили диагноз «общее расстройство раз­вития». Величина распространенности составила 58,7 на 10000 для аутистического рас­стройства, а для ОРР — 22 на 10000. У 29,8% детей с ОРР-Н была умственная отсталость.

Исследование Центра по контролю и профилактике заболеваний в округе Брике в Нью-Джерси (Bertrand et al., 2001) — другой пример всестороннего мультидисципликарного обследования. Целевая популяция состояла из детей в возрасте от трех до деся­ти лет на 1998 год, проживавших в округе Брике и имевших расстройство аутистическо­го спектра (аутистическое расстройство, ОРР-Н или синдром Аспергера). Потенциаль­ные случаи расстройств аутистического спектра определялись по четырем источникам: школьные записи; отчеты участковых врачей, поставивших диагнозы и проводивших лечение в связи с нарушениями развития или поведения; списки детей от местных ро­дительских объединений и семей, пожелавших принимать участие в данном меропри­ятии. Диагнозы были проверены в процессе обследования и структурированного ди­агностического интервью и диагностического наблюдения аутизма. Из 8896 человек были подтверждены 75 случаев расстройства аутистического спектра: 53 участвовали в мультидисциплинарном обследовании, а у 22 других были записи из школы и отчеты врачей-специалистов. Диагнозы соответствовали диагностическим критериям DSM-IV. Распространенность РАС определилась как 67 случаев на 10000; аутистического рас­стройства — 40 случаев на 10000; ОРР-Н и синдрома Аспергера — 27 случаев на 10000. Из тех, кто смог пройти тест на IQ, у 50% показатель был ниже 70.

Исследование в Брик-Тауншип в Нью-Джерси было одним из серии эпидемиологиче­ских исследований, предпринятых в разных регионах США под эгидой Центра по кон­тролю и профилактике заболеваний (ЦКЗ). Подобные региональные исследования проводились в Атланте, штат Джорджия (Yeargin- Allsop et al> 2003), там распространенноеi и расстройства аутистического спектра составила 34 случая на 10000, и а 23 графствах Южной Калифорнии (Nicholas et al, 2008) с распространенностью в 62 случая на 10000, Наиболее полные данные ЦКЗ получил от Сети мониторинга аутизма и расстройств раз вития. Эти исследования соединили в себе эпидемиологические данные из 14 pet ионов США (Autism, Developmental Disorders Monitoring Network, 2007; 2009; 2012),

Данные Сети мониторинга аутизма и расстройств развития на 2009 год представляют собой образцовое обширное эпидемиологическое исследование по распространениости расстройств аутистического спектра (аутистическое расстройство, синдром Аспергера и ОРР-Н) детей, которым было 8 лет в 2006 году. Результаты сравнивались с более ранни­ми исследованиями 2002 года (Autism, Developmental Disorder» Monitoring Network, 2007), Случаи из каждого региона были выбраны медицинскими и школьными учреждениями и утверждены клиницистами на основании диагностических критериев DSM-IV-TR,

Среди участников исследования были дети с уже поставленным диагнозом и те, кото­рые были выбраны в процессе проверки. Общая распространенность РАС всех 11 точек сети составила 90 на 10000, сравним эту цифру с 66 случаями на 2002 год наблюдения. По данным Сети мониторинга аутизма и расстройств развития, распространенность расстройств аутистического спектра показала 57% рост распространенности заболева­ния. Соотношение мужчин и женщин — 4,5:1 — это означает, что расстройство есть у одного из 70 мужчин и у одной из 315 женщин. Кроме того, по показателям IQ у тех, для кого тестирование было возможным, у 41% были когнитивные нарушения (IQ £70).

В 2012 году Сеть мониторинга аутизма и расстройств развития выпустила отчет всех 14 точек наблюдения с данными распространенности заболевания детей, которым было 8 лет в 2008 году. Это исследование показывает дальнейший рост распространенности РАС, которая составила 113 случаев на 10000. В совокупности приблизительно у одного из 54 мальчиков и одной из 252 девочек было выявлено расстройство аутистического спектра.

Фомбон (Fombonne, 2009) и Винг с Поттер (Wing, Potter, 2009) сделали обзор больших региональных эпидемиологических исследований аутизма. Большинство исследований распространенности аутистических расстройств, проведенных за последнее десятилетие по всему миру, сходятся на 70 случаях на 10000 (т.е. в грубом приближении — 1 случай на 150). Однако последние данные показывают распространенность, которая приближа­ется к величине одного случая на 100 (Baird et al, 2006; Autism, Developmental Disorders Monitoring Network, 2009; 2012). Сравнение этих величин показывает стремительный рост распространенности аутизма.

К этим работам можно добавить и ряд ретроспективных исследований с использова­нием служебных записей (без подтверждения диагноза), где прослеживается повышение распространенности в отдельном регионе с течением времени. В частности, такой была работа Кроэн и коллег (Croen et al.12002), которые обработали записи калифорнийских агентств по координации учреждений, обслуживающих людей с нарушениями развития, за 8 лет. К ней также можно отнести и исследование Герни и коллег (Gurney et al, 2003), посвященное изучению данных департамента по делам детей, семьи и образования шта­та Миннесота за 20 лет. Первое исследование показало едва ли не утроение случаев ау­тизма, второе — семнадцатикратное увеличение. Недавно Лэзофф и коллеги (Lazoff et al, 2009) сообщили о подобной тенденции, изучив специальные записи школьных коми­тетов 71 школы Монреаля. Они также отметили рост случаев ОРР у детей, рожденных с 1991 по 2002 годы, а общая распространенность составила 80 случаев на 10000.

Вы здесь: Home Психиатрия Аутизм Исследования распространенности аутизма