Нейропсихологическое развитие аутизма

Понятие «аутизм» появилось благодаря швейцарскому психиатру Эйгену Блейлеру (Eugen Bleuler, 1911), который придумал этот термин для обозначения «отстраненности от внеш­него мира» и «превосходства интроверсии» у больных шизофренией. Блейлер считал, что патологическая акцентуация аутистического мышления при шизофрении отражает рас­щепление сознания и связана с другими нарушениями: отсутствием инициативы и на­стойчивости, бесцельностью, импульсивностью, причудливым поведением, нарушением внимания, навязчивыми и автоматическими действиями, утратой контакта с реальностью.

Где-то в это же время появилось несколько сообщений о том, что эта форма рас­стройства, прежде известного как dementia ргаесох, может появляться у детей после периода вполне нормального развития (DeSanctis, 1908; Heller, 1908). В свое время по­нятие «аутизм» использовалось для описания врожденных форм психопатологии, при которой дети не могли развивать адекватные или подобающие эмоциональные контак­ты с другими людьми, оставаясь замкнутыми и отстраненными. Например, россий­ский невропатолог Ева Сухаревапользовалась этим термином, описывая «аутистиче­скую позицию», которая она наблюдала у детей с шизоидным расстройством личности (Sucharewa, 1926). Эта «позиция» выражалась в социальной отстраненности, пристра­стии к фантастическим рассказам и волшебным сказкам, в характерных странностях мышления (персеверациях, умственной «жвачки», резонерстве), в эмоциональной неустойчивости, эхолалии, импульсивности и стереотипных формах поведения. Впо­следствии австрийский психиатр Ганс Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия», характеризуя очень схожую группу детей с такой же отстраненностью, особыми увлечениями или навязчивостями, которые до такой степени не осознавали или не усваивали социальные нормы, что испытывали огромные трудности во взаимо­действии с другими людьми (Asperger, 1944).

Не считая редких ссылок, понятие «аутизм» и его значение в понимании раз­витии психопатологии оставались практически непризнанными до тех пор, пока не появилось первое классическое описание «детского аутизма» Лео Каннера (Каппег, 1943), американского психиатра австрийского происхождения, который работал в детской больнице Джона Хопкинса в Балтиморе. Каннер описал 11 детей, которые проявляли выраженную «неспособность к обычным отношениям с людьми и к адекватному пове­дению в определенных ситуациях». Они демонстрировали крайнюю замкнутость и ув­леченность предметами и картинками, которая побеждала любые интересы к людям. Такое глубокое социальное безразличие и пренебрежение эмоциональными контактами с людьми сочетались с другими нарушениями поведения, в частности «тревожно-навяз­чивым стремлением сохранить единообразие», которое выражалось в навязчивых ри­туалах и соблюдении заведенного порядка. Кроме того, у них наблюдались серьезные нарушения коммуникативных навыков.

Трое из одиннадцати детей, описанных Каннером (Каппег, 1943), казались немыми, хотя в редких случаях они могли произнести целое предложение. Речь остальных де­тей отличалась семантическими, синтаксическими, интонационными, фонетическими и прагматическими искажениями. Вербальные построения часто были достаточно глад­кими, но лишенными коммуникативного контекста. Наиболее выраженными были сле­дующие черты:

  • (1) перестановка местоимений («ты» вместо «я»);
  • (2)«метафорический язык», характе­ризующийся высказываниями, которые не имели никакой или почти никакой связи с темой разговора;
  • (3) спонтанная или отставленная во времени эхолалия;
  • (4) невосприимчивость к вербальным контактам или вопросам. Понимание чужой речи было явно ограниченным. Этот комплекс симптомов различается по специфичности, тяжести и развитию, образуя единый, но неоднородный фенотип, во многих отно­шениях схожий с детской формой шизофрении. Однако Каннер был твердо уверен в том, что этот синдром можно отличить от прежде описанных форм шизофрении детского возраста (DeSanctis, 1908; Heller, 1908), так как он присутствует «с самого начала жизни».

Учитывая его раннее начало, Каннер предположил, что расстройство имело органиче­ское происхождение, будучи следствием «врожденной неспособности к формированию обычных, биологически заложенных аффективных контактов с людьми». Сегодня уче­ные пришли к общему мнению о том, что аутистическое расстройство и сопряженные заболевания свидетельствуют о конечном общем отклонении пути развития мозга, ко­торое искажает работу нормальных мозговых процессов, отвечающих за социальное поведение, коммуникации и воображение. Это представление подкрепляется данными множества исследований, которые указывают на атипичные функциональные и струк­турные особенности мозга людей с аутизмом. Такие аномалии можно наблюдать на раз­ных уровнях — от цитоархитектоники головного мозга и нейрохимии до анатомии цен­тральной нервной системы, от регионарной физиологии головного мозга и до обмена веществ (подробнее см.: Bauman, Kemper, 2005; Courchesne et al., 2007; Neuhaus et al., 2010). В противовес этим гипотезам возникло замысловатое нейробихевиористическое описание, которое, наряду с нейробиологическими изысканиями, предлагает более чет­кие рамки понимания расстройства и его различных проявлений. По-видимому, эти расстройства связаны с фундаментальными нарушениями работы разных областей нервной системы, отвечающих за обработку социальных стимулов и коммуникативных сигналов. В эти процессы вовлечены разные корковые структуры, в частности: лобная и височная области неокортекса, поясная извилина, а также такие подкорковые струк­туры, как островковая доля, лимбическая система и мозжечок. Обзор современных представлений о невропатологических коррелятах расстройств аутистического спек­тра представлен в следующей главе. А в этой главе мы сфокусируемся на современных представлениях о ранней феноменологии этих расстройств с нейропсихологической позиции.

Автор, по-видимому, имеет в виду Груню Ефимовну Сухареву. Г.Е. Сухарева (1891-1981) — выдающийся российский психиатр; была одним из основателей российской детской психиатрии; разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний; впервые описа­ла отдельные нозологические формы психических заболеваний в детском и подростковом возрас­те; создала научную школу детских психиатров.

Вы здесь: Home Психиатрия Аутизм Нейропсихологическое развитие аутизма