Клинические характеристики аутизма

Термин «расстройство аутистического спектра» (РАС) стал широко использоваться для обозначения аутистического расстройства (АР) и других общих расстройств развития (ОРР), которые близки к аутизму, в частности синдром Аспергера (СА) и общее рас­стройство развития ОРР-Н. Эти заболевания составляют группу поведенческих синдро­мов, характеризующихся замедленным, ограниченным или иным нарушением психоло­гического развития в трех ключевых сферах поведения:

  1. социальные отношения;
  2. вербальные и невербальные коммуникации;
  3. виды интересов и деятельности, часто выраженные в навязчивых, повторяющихся или стереотипных формах поведения (Wing, Gould, 1979; Wing, 1988). Нарушения по­ведения становятся очевидными в младенчестве и детстве, когда социальное и ком­муникативное поведение не появляется в обычных временных рамках или прояв­лениях (негативные симптомы) или когда наблюдается атипичное или девиантное поведение (позитивные симптомы). Манифестации этих симптомов могут суще­ственно различаться по конкретным паттернам поведения, специфическим чертам, тяжести нарушений и процессу развития. Сами расстройства аутистического спек­тра отличаются друг от друга по тяжести расстройства и по таким характеристикам, как возраст начала заболевания, количество и тяжесть сопутствующих симптомов и течение болезни.

Аутистическое расстройство может служить моделью для этой категории, оно хорошо изучено, достаточно точно диагностируется и исследуется активнее других расстройств. По этой причине АР будет главной темой обсуждения этой и следующей главы. Нару­шение социальных отношений и сотрудничества считается фундаментальной харак­теристикой синдрома. Его основные проявления: отсутствие интереса к людям и об­щению; слабые или ограниченные эмоциональные реакции (эмпатия); неадекватное невербальное поведение (зрительный контакт, выражение лица, жестикуляция) в си­туациях социального взаимодействия; трудности в формировании взаимоотношений со сверстниками; нарушение интуитивного понимания других и отсутствие стремления разделить интересы или радость с людьми.

Сопутствующие проблемы общения весьма разнообразны, Сложи ост и и общении могут выражаться в тяжелых нарушениях экспрессивной и рецептивной речи, а мо гуг характеризоваться неадекватными интонациями, темпом, ритмом или ударениями на фоне гладкой речи. Ярким признаком АР является несоответствие разнообразных речевых навыков языковым нормам обычных людей. Почти 50% людей с аутистическим расстройством не владеют функциональным языком. Даже тогда, ко/да базовые аспек­ты речи не затронуты, у детей наблюдаются серьезные трудности в разговорной речи (т. с., в прагматике1) и в понимании скрытого смысла (Rapin et al., 2009; Tager-FJusberg, 2006). Более того, у них есть проблемы восприятия невербальных коммуникаций, на­пример, выражения лица, жестов и языка тела (Mundy et al., 1990; Lord, Pickles, 1996).

Повторяющиеся ограниченные формы поведения и интересов сопровождаются движениями тела (например, покачиванием рук), увлеченностью деталями предметов или их отдельными качествами и неукоснительным соблюдением заведенного распо­рядка. Помимо этого ограниченность воображения и гибкости мышления сказывается на игровых паттернах, в повторяющемся использовании предметов или в необычных интересах и увлечениях (Bodfish et al., 2000; Szatmari et al., 2006; Wing et al., 2011). Эти трудности остаются наименее изученными чертами поведения аутистической триады. Тем не менее некоторые исследования свидетельствуют о том, что такие отклонения могут объясняться нарушениями нервной системы, связанными с саморегуляцией самовосприятием и другими аспектами самоконтроля. Поведенческий фенотип АР крайне неоднороден, поскольку отличается большим разнообразием индивидуальных проявлений, различен по тяжести и течению отклонений в каждом из этих психологи­ческих аспектов. Аутистическое расстройство не является единичным, это скорее нес­хож не состояния, имеющие общие сочетания симптомов, выражающихся в поведении (Wing, 1997).

Основные черты АР возникают в раннем детстве или чуть позже и остаются в той или иной форме на всех этапах развития. У некоторых детей нарушения проявляются на начальной стадии приобретения социальных навыков или выражаются в медленном развитии способностей, тогда как у других (около 25-30%) — отклонения могут возни­кать вследствие утраты прежде приобретенных навыков (Landa et al., 2007; Stefanatos, 2008). Некоторые родители сообщают о регрессивных изменениях, которые развива­ются бессимптомно в течение нескольких месяцев. Другие — свидетельствуют о вне­запном начале, когда однажды ребенок начинает отвергать окружающих, ведет себя странно и перестает говорить, хотя раньше говорил нормально. В третью категорию начала заболевания, описанную родителями, попадают дети, которые демонстрируют медленное или нормальное развитие, а затем они попадают на плато или снижают­ся существенно ниже своего уровня. Такую модель называют «стагнацией развития»

Прагматика — лингвистические понятие, обозначающее систему правил» по которым (Siperstein, volkmar, 2004) или «плато развития» (Hansen et al., 2008). В этих случаях отклонения от обычного развития становятся особенно заметными по мере взросле­ния детей. Некоторые считают, что замедление процесса развития может быть связано с отсутствием опоры на ранние социальные навыки, которые участвуют в других про­цессах взросления, как, например, речь и общение (Chawarska et al, 2007). Возможно также, что это связано с неспособностью переходить на другой, более сложный уровень развития (Klin et al, 2004).

Помимо этих ключевых характеристик дети с АР часто отличаются необычными или аберрантными реакциями на сенсорные стимулы (Klintwall et al, 2011). Их могут чрез­мерно раздражать определенные звуки или неумеренно восхищать какие-то предметы. Такие симптомы сильно варьируются — от легких до тяжелых. Некоторые особенности могут проявляться на определенных этапах развития, а затем исчезать, в то время как начало других становится вехой в аномальном развитии, и тогда эти черты превращают­ся в перманентный симптомокомплекс, со временем меняя характер ребенка.

Вы здесь: Home Психиатрия Аутизм Клинические характеристики аутизма