Как указано в табл. 13.3, существует шесть областей, которые нужно оценивать, чтобы определить потребность пациента в помощи. Эти шесть областей можно оценивать по шкале от «отсутствия потребности в помощи» до жестикуляции, вербальной помощи и частичной физической зависимости от других. Эти оценки должны фокусироваться на сильных сторонах пациента и концентрироваться на помощи, необходимой, чтобы добиться максимальной независимости. В предыдущей главе обсуждалась «Шкала независимого поведения, доработанная» (Scales of Independent Behaviors-Revised — SIB-R, Bruininks et al, 1996). Есть также и другой инструмент — «Проверочный лист адаптивных навыков» (Checklist of Adaptive Living Skills, CALS) (Morreau, Bruininks, 1991), который одобрен в ссылке на SIB-R. CALS — ориентированный на критерии инструмент для планирования и определения потребностей пациента, затем эти потребности учитываются в специально созданном «Учебном плане адаптивных навыков (The Adaptive Living Skills Curriculum, ALSC) (Bruininks et al> 1991). ALSC создан для того, чтобы обучать пациентов специальным навыкам, необходимым для повседневной жизни, включая личную гигиену, домашнее хозяйство, школу, работу, досуг и социальные взаимодействия. Этот инструмент можно использовать, чтобы действовать во всех сферах, перечисленных ниже, и для создания плана помощи и улучшения жизненных навыков.
1. Жизнь дома: необходимо оценить такие навыки, от которых зависит личная гигиена и здоровье, как, например: умывание, бритье, гигиена в период менструации, прием лекарств. Кроме того, важно понять, как происходят такие повседневные действия, как приготовление и прием пищи, поездки и использование средств коммуникации, включая телефон и умение вызвать помощь. В эту часть оценки входит физическая возможность передвигаться и невербальные способы общения.
2. Жизнь среди людей: оценка включает способности взрослого человека к социализации, общению со сверстниками и опекунами. Нужно описать, как пациент проводит свободное время, его интересы и любимые занятия. Важно оценивать актуальные и потенциальные возможности взаимодействия с людьми дома и за его пределами (например, посещение магазинов, церкви, кинотеатра, тренажерного зала), а также его способность пользоваться общественным транспортом.
3. Вопросы обучаемости. При этой оценке можно использовать некоторые формальные инструменты, описанные в предыдущей главе. Здесь поможет любой рассказ пациента или членов его семьи, чтобы определить его способность пользоваться средствами обучения и индивидуальный уровень его участия в учебном плане.
4. Трудовые навыки. Очень важно иметь специалистов, чтобы оценить профессиональные навыки и пригодность к работе. В этой работе помогут некоторые методы, которые обсуждались в предыдущей главе. Помимо оценки социальных навыков, необходимо определить потенциальные способности пациента функционировать на рабочем месте. В этой связи нужно выяснить интересы и предпочтения человека и разработать план, который соответствовал бы этим предпочтениями и навыкам. Оценка сильных и слабых сторон очень помогает в определении места, которое может занять пациент на работе, т. е. обычная работа, особые занятия для инвалидов под наблюдением куратора или мастерская для инвалидов. Кроме того, при необходимости получения дополнительных навыков, надо найти лучшую возможность для прохождения обучения на рабочем месте. Многие люди с РАС испытывают трудности с переменой мест, поэтому тренинг на рабочем месте будет лучшим выбором для улучшения качества работы.
5. Альтернативные виды деятельности: учитывая, что некоторые люди с аутизмом не могут работать в обычных местах и даже в специальных учреждениях для инвалидов, следует рассмотреть альтернативные виды деятельности, например несколько часов волонтерской работы, участие в группе по интересам (например, железнодорожный клуб), посещение культурных мероприятий и спектаклей или участие в дружеских встречах. По мере перехода от молодости к зрелости люди с высокофункциональным аутизмом могут нуждаться в поддержке во время выхода на пенсию. Важно помочь им планировать будущее и продуктивную деятельность после ухода с работы.
Финансы и распоряжение деньгами: в этом случае главной задачей должно стать выявление способности человека распоряжаться деньгами и ресурсами. Необходимо определить потребность человека в помощи управления бюджетом и банковскими средствами, а также умение использовать деньги и ресурсы. Большинство людей с РАС нуждаются в некоторой помощи в критические моменты жизни, чтобы иметь доступ к потенциальным ресурсам, например Медикэйд, программа добавочных пособий для малоимущих (Supplemental Security Income), муниципальные или федеральные гранты и другие фонды. Важно знать, в каких обстоятельствах нужно оказывать помощь, и находить заслуживающих доверия людей, которые смогут оказать необходимую поддержку в управлении финансами и ресурсами.
Личная и социальная эмоциональная адаптация
При рассмотрении личной и социальной эмоциональной адаптации необходимо оценивать способность человек справляться с проблемами общения на всех этапах развития. Кроме того, важно оценивать потребность человека в помощи на поведенческом уровне.
Проблемы общения: в этой сфере нужно определить количество друзей, качество дружбы и насколько друзья доступны. Использует ли пациент социальные сети, чтобы найти друзей, например Facebook или Му Space, или эти ресурсы могут помочь в дальнейшем? Необходимо узнать о сексуальных проблемах, выяснить, нуждается ли пациент в разъяснениях о безопасном сексе и контроле рождаемости. Вопросы общения и социальных коммуникаций также часто вызывают сложности, которые могут повлиять на взаимоотношения. Здесь полезно воспользоваться инструментами оценки, перечисленными в предыдущей главе.
Поведенческие проблемы: в этой области оценки могут колебаться от 0 до 5 баллов (где «О» означает, что человек не нуждается в помощи, чтобы обеспечивать свою безопасность; а «5» показывает полную зависимость от посторонней помощи):
- (а) самодеструктивные формы поведения;
- (б) поведение, опасное для других;
- (в) поведение с риском получить травму или уязвимое для насилия со стороны других;
- (г) поведение, не соответствующее социальным нормам, например приступы гнева и неуместные сексуальные домогательства в отношении других.
Оценка окружения
Оценивая окружающую обстановку, нужно снова учитывать разнородность расстройств аутистического спектра. На одном конце спектра могут находиться люди с аутизмом, которые живут независимо, получают образование, профессию, работают и заводят семью. Те люди, которые зависят от помощи других, живут в совсем другом окружении.
В данном случае полезно использовать «Опросник оценки социальных ролей» (The Reflecting on Social Roles Inventory, O’Brien, 2006). Это оценочная шкала, которая принимает во внимание сведения от домашних и соседей и анализирует такие детали, как активную (или частичную) роль человека с аутизмом в домашних делах. Оценивается также участие человека в принятии решений в доме, включая такие вопросы, как выбор мебели, а также степень безопасности соседей. Необходимо рассмотреть следующие области: семья и друзья, работа, учеба, духовные вопросы/религия, общество, спорт/фит- нес и творчество. Данные, собранные с помощью этого инструмента, помогут создать план помощи, центрированный на пациента.