Психическое состояние при консилиумном осмотре. На беседу входит неуклюжей походкой. Садится боком к залу и собеседникам и тут же начинает перебирать руками полы рубашки, свитера, затем поднимает ворот свитера и опускает, поглаживает руки одна о другую. Совершает эти стереотипные движения на протяжении всей беседы, не обращая на них внимание, не реагируя на реакцию собеседников, не считая (как впоследствии выяснилось) эти движения проявлением нездоровья. Выражение лица несколько отстраненное. На вопросы отвечает механическим роботообразным голосом, рублеными, однообразными фразами. При произношении слов интонация совершенно не меняется, независимо от содержания произносимой речи. Речь состоит из формальных, коротких фраз и ответов на вопросы, сопровождается мало изменяющейся мимикой. При этом на лице нередко появляется «приклеенная» улыбка, совершенно не соответствующая ходу разговора и тем ответам, которые дает пациент. На большинство вопросов отвечает со значительной паузой, при этом временами как бы не слышит вопроса, погружен в свои переживания и мысли, при настойчивом обращении и просьбе ответить повторяет вопрос врача, затем дает короткий, роботообразный ответ. На протяжении всей беседы держался несколько отрешенно от происходящего в зале, при этом взгляд чаще как бы был обращен сквозь собеседника или внутрь себя. Периодически пристально взглядывает в глаза врача, как бы пытаясь что-то понять. Сообщает, что считает себя здоровым, жалоб никаких нет, доставлен в больницу для того, чтобы побеседовать. Быстро ответил на просьбы осуществить арифметические действия и мгновенно умножил в уме в пределах ста. Также быстро вспомнил день рождения отца и свой собственный. После многократных повторений вопроса сообщает, что ранее видел в углу потолка в доме голову какого-то мальчика, она появилась «непроизвольнощ как и прочие его «приятные сказки». Сообщает, что видит сказки и отдельные сюжеты где-то внутри, подробно об этих «сказках» не рассказывает и способ их усмотрения объяснить не может. При этом говорит об этих видениях и сказках абсолютно спокойно, тоном, каким рассказывают обычно о просмотренных фильмах, мультиках, спектаклях, а не о реальной жизни. Часто в ходе беседы стереотипно повторяет фразу, вопрос врача, свое прежнее высказывание. Приводит пример, что сейчас он видит «сказку» о Робинзоне, который путешествует по морю. Подробнее не смог раскрыть содержание повести о Робинзоне Крузе. Считает, что у него «радостное настроение», при этом улыбается, сообщает, что радость испытывает от общения и беседы с врачами, но в глазах и мимике эта «радость» не отражается никак. На вопрос, чем отличается лампочка от солнца, говорит, что солнце горит ярче. «Лампочку можно отключить выключателем, а до солнца не достать, оно высоко на небе». На вопрос, чем отличается девочка от него, мальчика, сообщает, что у девочки есть косы. Изредка произносит короткие фразы, включающие слова и словесные обороты, не свойственные подростковому возрасту. Интереса к беседе не испытывает, отвечает на вопросы пассивно-формально, на предложение задать врачам вопросы промолчал и ни о чем не спросил.
Случай 27 А.,1999 г. р.
- Информация о материале
- Категория: Врач психиатр - работа над ошибками
Диагностическое суждение о статусе: пациент выявляет признаки грубого процессуального дефекта, в виде эмоционального снижения, проявляющегося внешне в роботообразности, механистичности произнесения фраз и ответов на вопросы, застывшем выражении лица, полной незаинтересованности в беседе. Отмечается также аутизация личности, снижение продуктивности и целенаправленности мышления, его формальность. В поведении отмечаются проявления кататонического синдрома в виде стереотипных многообразных движений, стереотипий в речи. В отличие от навязчивых движений не отмечается субъективной значимости данных нарушений, полностью отсутствует критическое отношение к ним, некоторые из этих движений носят вычурный характер, пациент не только не старается избавиться от них, но вообще никак не реагирует на их наличие. Отмечаются псевдогаллюцинаторные переживания, преимущественно зрительного характера, отличающиеся непроизвольностью возникновения, субъективным отношением к ним, как не к реально существующей действительности, а, в отличие от истинных галлюцинаций, как чему-то показываемому, демонстрируемому. Возможно наличие вербальных псевдогаллюцинаций, о чем можно косвенно судить по мимолетно брошенным пристальным взглядам пациента на собеседника, как прислушивающегося к чему-то, происходящему внутри него, но связанного с собеседником. Отмечаются элементы отрешенности и явной загруженности психопродуктивными расстройствами, о чем говорит все поведение пациента — паузы в речи и ответах на вопросы, погруженность взглядом внутрь себя, формальное присутствие и формальность в беседе, ответах и мышлении. С учетом анамнестических данных, сообщенных матерью, содержащихся в педагогических характеристиках, имеются основания диагностировать шизофрению, детский тип, параноидную форму, с непрерывно-прогредиентным течением, злокачественным темпом прогредиентности, преимущественно галлюцинаторно (псевдогаллюцинаторно)-кататоническим синдромом, сформировавшимся процессуальным дефектом, параноидного типа, утратой трудоспособности, с наличием признаков инвалидности с детства и необходимостью проведения курсовой нейролептической терапии.