Случай 27 А.,1999 г. р.

Психическое состояние при консилиумном осмотре. На беседу входит не­уклюжей походкой. Садится боком к залу и собеседникам и тут же начинает перебирать руками полы рубашки, свитера, затем поднимает ворот свитера и опускает, поглаживает руки одна о другую. Совершает эти стереотипные движения на протяжении всей беседы, не обращая на них внимание, не реаги­руя на реакцию собеседников, не считая (как впоследствии выяснилось) эти движения проявлением нездоровья. Выражение лица несколько отстранен­ное. На вопросы отвечает механическим роботообразным голосом, рублены­ми, однообразными фразами. При произношении слов интонация совершенно не меняется, независимо от содержания произносимой речи. Речь состоит из формальных, коротких фраз и ответов на вопросы, сопровождается мало изменяющейся мимикой. При этом на лице нередко появляется «приклеенная» улыбка, совершенно не соответствующая ходу разговора и тем ответам, которые дает пациент. На большинство вопросов отвечает со значительной паузой, при этом временами как бы не слышит вопроса, погружен в свои пе­реживания и мысли, при настойчивом обращении и просьбе ответить повто­ряет вопрос врача, затем дает короткий, роботообразный ответ. На протя­жении всей беседы держался несколько отрешенно от происходящего в зале, при этом взгляд чаще как бы был обращен сквозь собеседника или внутрь себя. Периодически пристально взглядывает в глаза врача, как бы пытаясь что-то понять. Сообщает, что считает себя здоровым, жалоб никаких нет, достав­лен в больницу для того, чтобы побеседовать. Быстро ответил на просьбы осуществить арифметические действия и мгновенно умножил в уме в преде­лах ста. Также быстро вспомнил день рождения отца и свой собственный. После многократных повторений вопроса сообщает, что ранее видел в углу потолка в доме голову какого-то мальчика, она появилась «непроизвольнощ как и прочие его «приятные сказки». Сообщает, что видит сказки и отдель­ные сюжеты где-то внутри, подробно об этих «сказках» не рассказывает и способ их усмотрения объяснить не может. При этом говорит об этих ви­дениях и сказках абсолютно спокойно, тоном, каким рассказывают обычно о просмотренных фильмах, мультиках, спектаклях, а не о реальной жизни. Часто в ходе беседы стереотипно повторяет фразу, вопрос врача, свое преж­нее высказывание. Приводит пример, что сейчас он видит «сказку» о Робинзо­не, который путешествует по морю. Подробнее не смог раскрыть содержание повести о Робинзоне Крузе. Считает, что у него «радостное настроение», при этом улыбается, сообщает, что радость испытывает от общения и беседы с врачами, но в глазах и мимике эта «радость» не отражается никак. На во­прос, чем отличается лампочка от солнца, говорит, что солнце горит ярче. «Лампочку можно отключить выключателем, а до солнца не достать, оно высоко на небе». На вопрос, чем отличается девочка от него, мальчика, сооб­щает, что у девочки есть косы. Изредка произносит короткие фразы, вклю­чающие слова и словесные обороты, не свойственные подростковому возрасту. Интереса к беседе не испытывает, отвечает на вопросы пассивно-формально, на предложение задать врачам вопросы промолчал и ни о чем не спросил.

Диагностическое суждение о статусе: пациент выявляет признаки гру­бого процессуального дефекта, в виде эмоционального снижения, проявля­ющегося внешне в роботообразности, механистичности произнесения фраз и ответов на вопросы, застывшем выражении лица, полной незаинтересован­ности в беседе. Отмечается также аутизация личности, снижение продук­тивности и целенаправленности мышления, его формальность. В поведении отмечаются проявления кататонического синдрома в виде стереотипных многообразных движений, стереотипий в речи. В отличие от навязчивых движений не отмечается субъективной значимости данных нарушений, пол­ностью отсутствует критическое отношение к ним, некоторые из этих движений носят вычурный характер, пациент не только не старается из­бавиться от них, но вообще никак не реагирует на их наличие. Отмечаются псевдогаллюцинаторные переживания, преимущественно зрительного харак­тера, отличающиеся непроизвольностью возникновения, субъективным от­ношением к ним, как не к реально существующей действительности, а, в от­личие от истинных галлюцинаций, как чему-то показываемому, демонстри­руемому. Возможно наличие вербальных псевдогаллюцинаций, о чем можно косвенно судить по мимолетно брошенным пристальным взглядам пациента на собеседника, как прислушивающегося к чему-то, происходящему внутри него, но связанного с собеседником. Отмечаются элементы отрешенности и явной загруженности психопродуктивными расстройствами, о чем говорит все поведение пациента — паузы в речи и ответах на вопросы, погруженность взглядом внутрь себя, формальное присутствие и формальность в беседе, от­ветах и мышлении. С учетом анамнестических данных, сообщенных матерью, содержащихся в педагогических характеристиках, имеются основания диаг­ностировать шизофрению, детский тип, параноидную форму, с непрерывно-про­гредиентным течением, злокачественным темпом прогредиентности, пре­имущественно галлюцинаторно (псевдогаллюцинаторно)-кататоническим синдромом, сформировавшимся процессуальным дефектом, параноидного ти­па, утратой трудоспособности, с наличием признаков инвалидности с дет­ства и необходимостью проведения курсовой нейролептической терапии.

Тесты (тэги)

Материалы блога

Часто задаваемые вопросы о вакцинах от COVID-19

Прочтите это, чтобы узнать ответы на распространенные вопросы относительно вакцин против COVID-19.

Что нужно знать о 3D маммограммах

Если, после вашей последней маммографии врач заменил обычные 2D-изображения 3D-технологией, называемой томосинтезом молочной железы, или 3D-маммограммой, знайте, это хороший знак. Новая технология лучше 2D-изображения.

Как отличить новый коронавирус от гриппа

Фельдшеры находятся на переднем рубеже оказания медицинской помощи во время нынешней пандемии коронавируса. Коронавирус создает особые проблемы для фельдшеров. Эти вопросы связаны не только с лечением и транспортировкой инфицированных пациентов, но и с обеззараживанием и дезинфекцией машин скорой помощи и медицинского оборудования.