Общеизвест­но, что чужие ошибки не учат, что каждый должен набить собственные шишки и ободрать коленки, обучаясь основам профессии. Автор, как любой учитель, заинтересованный в качестве подготовки учеников, все же надеется, что его раз­мышления над своими ошибками и ошибками коллег помогут более вниматель­но относиться к особенностям судеб пациентов, достоверности рассказов и ле­генд об их жизни, к оценкам и выводам, которые делает любой врач, знакомясь с больным и назначая ему лечение.

Случай 2 К., 1975 г.р.

Анамнез

Наследственность не отягощена. Родилась в г. Талды-Курган Казахстана в семье служащего и рабочей, старшей из четырех детей (млад­шие трое детей в семье от второго брака матери). Беременность у мате­ри протекала без особенностей. Родилась в срочных родах. Раннее развитие по возрасту. С 5-летнего возраста воспитывалась отцом и бабушкой. По­сещала детский сад. В школу пошла своевременно, училась, с ее слову «удов­летворительно, успеваемость по алгебре и геометрии была всегда слабой, по этим предметам — тройки, по остальным — четверки». Классы не дубли­ровала, закончила 9 классов. По окончании школы поступила в медицинское училище, окончив которое через два года, приобрела специальность фельдшер- лаборант. С1992 г. (после практики) по 1994 г. работала в роддоме сестрой приемного покоя. Потом зарабатывала неофициально продажей сладкой ва­ты, которую готовила сама. В 1997 г. была осуждена за убийство мужа, находилась в местах лишения свободы. Освободилась в 2002 г., вернулась до­мой. Официально не работала, занималась также продажей сладкой ваты. С июня 2014 г. живет в г. Нижнекамск с мамой. Зарабатывает расклейкой рекламных листков. С18лет состояла в гражданском браке, который офи­циально оформили в 19 лет, родила дочь. Муж состоял на учете у психиатра после перенесенного им менингита, алкоголизировался. В семье были частые скандалы, ссоры. Входе очередного скандала нанесла мужу осколком бутыл­ки ранение с повреждением подключичной артерии, муж скончался от поте­ри крови. Была осуждена. В последующем имела сожителя. Сейчас живет с мамой. По месту жительства «за период проживания жалоб со стороны 17 жильцов на К. в домоуправление не поступало». Со слов соседки по общежи­тию известно, что о К. знает немного. К. говорила им, что она где-то ра­ботает, где именно не знает, но находилась дома очень часто, отлучалась в основном ненадолго. К. любила употреблять спиртные напитки. В 2012 г. попала в автоаварию, проходила стационарное лечение в Казахстане. С 27.02.2015 г. по 12.03.2015 г. проходила стационарное лечение в травма­тологическом отделении ЦРБ (выпрыгнула с 3-го этажа после нанесения ножевых ранений потерпевшему) с диагнозом «сочетанные повреждения», Закрытый перелом правой, оскольчатый перелом левой пяточных костей без смещения отломков. Закрытый неосложненный компрессионный перелом тел L1-L2-L3-L4 позвонков, 34МТ. Сотрясение головного мозга. Ушибы мягких тканей лица (выписной эпикриз). На диспансерном наблюдении у психиатра не состоит, проводится осуществление диагностики, лечения, медицинской профилактики в зависимости от медицинских показаний при добровольном обращении с 16,02,2015 г* с диагнозом *депрессивный эпизод тяжелой сте­пени». Из амбулаторной карты следует, что с 16.02.2015г. по 20.02.2015 г. проходила стационарное лечение в условиях ПНД. Поступила по линии скорой помощи в сопровождении матери, в связи с ухудшением состояния: накануне выпила со своим сожителем, на фоне чего случился конфликт, ушла к мате­ри, где также конфликтовала, угрожала, что сделает что-нибудь с собой или уйдет из дома и замерзнет. На следующий день стала агрессивной, руга­лась матом в адрес родных, проклинала их, говорила «ерунду».

При поступлении жаловалась на внутреннее беспокойство, наруше­ние сна, слышала голоса. В отделении первое время была двигательно беспокойна, не находила себе места. На вопросы отвечала медленно после небольшой паузы. Сообщила, что слышит «голоса», видит умерших людей, разговаривает с ними. Фон настроения неустойчивый: то «закрывается», становится негативистичной, то с охотой рассказывает о своем состоя­нии. Эмоционально неустойчива.

Была выписана в связи с отказом от лечения с диагнозом «депрессивный эпизод, тяжелый с психотическими симптомами».

02.03.2015 г. осмотрена ВК: «На приеме после выписки из отделения. Двигательно спокойна. Сознание не помрачено. Ориентирована, контакт­на. Фон настроения ровный. Эмоции бедные, однообразные. Психопатологи­ческой симптоматики нет. Диагноз: депрессивный эпизод с психотически­ми симптомами» (амб. карта). Спиртные напитки употребляет с 19 лет, выпивает, со слов, с 29лет начала употреблять алкоголь часто. Выпивает раза два-три в месяц.

Из постановления о назначении экспертизы известно, что настоящее уголовное дело возбуждено 13 апреля 2015 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 cт. 30 и ч. 1 cт. 105 УК РФ, в отношении К. В ходе расследования было установлено, что 27 февраля 2015 года в период времени с 09 часов до 11 часов 30 минут К., находясь в состоянии алкогольного опьяне­ния, с целью убийства С., вооружившись ножом, нанесла С. не менее двух уда­ров ножом в область расположения жизненно важных органов грудной клетки, причинив тем самым последнему телесное повреждение в виде проникающего колото-резаного ранения грудной клетки слева. Однако реализовать до конца свой преступный умысел, направленный на совершение убийства С., не смогла по независящим от нее обстоятельствам.

Из показаний подэкспертной К. в уголовном деле известно, что употре­бляли спиртное «фанфурики». Выпила около 4-5 рюмок. От выпитого опья­нела. Далее она решила уйти домой. Вышла из комнаты в подъезд. Прикурила сигарету и начала спускаться. На третьем этаже встретила незнакомого мужчину. В подъезде с ним завязался разговор. Далее он пригласил ее к себе домой (имени его не помнит). Представился ли он, она не помнит. К. не хо­тела идти к нему домой, но он настоял. Не стала сопротивляться, скорее всего, из-за выпитого. В квартире у мужчины они продолжили употреблять спиртные напитки, при этом она пила не по своей воле, он настаивал. Он предложил ей вступить с ним в половую связь, она отказалась. Он продолжал настаивать на своем, начал ее обнимать, целовать. Уложил на диван и начал раздевать. Из-за выпитого спиртного она не могла сопротивляться. За ночь он вступил с ней около двух раз в половую связь. Она помнит, что кричала, вступать в половую связь не хотела. Использовал ли он (впоследствии узна­ла — С.) презерватив, сколько продолжались половые акты и оканчивал ли половой акт семяизвержением, не помнит. Уснула она у него дома. Утром, как только проснулась, встала, оделась, открыла входную дверь и вышла. С. еще спал, но насколько помнит, он просыпался. К. поднялась на 4-й этаж, хотела зайти к Анатолию. Решила сходить в туалет (он общественный, на весь этаж). На этаже по пути в туалет увидела А. и М., о произошед­шем ночью не рассказывала им. Когда вышла из туалета, увидела перед собой С. Он ее снова повел к себе домой. Там он снова ее раздел, чтобы она никуда не ушла. Одежду ее спрятал. Угрожал расправой, если она убежит. К. увиде­ла на стуле тельняшку и надела ее, пока он выходил в другую комнату. В пра­вой руке С. держал нож. К., испугавшись, выхватила первый попавшийся нож и начала обороняться. С. приставлял нож к горлу. К. начала размахивать но­жом в разные стороны, нанесла ему раны. Целенаправленные удары не нано­сила. У С. пошла кровь, откуда не помнит. Не исключает, что могла нанести и колотые ранения. Открыла окно и выпрыгнула. Далее она начала кричать и звать на помощь. Кто-то вызвал ей скорую помощь.

При проведении экспертизы отмечалось следующее соматическое состо­яние: невысокого роста, умеренного питания. Сердечные тоны ритмичные. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий. На левом запястье татуи­ровка. На левой стопе гипсовая повязка. Неврологическое состояние: легкая асимметрия лица, язык девиирует вправо. Зрачки равные с достаточной ре­акцией на свет и конвергенцию. Сухожильные рефлексы вызываются без за­метной разницы сторон. В позе Ромберга не стоит из-за травмы пяточных костей. Гипергидроз ладоней. Психическое состояние: подэкспертная в яс­ном сознании, все виды ориентировки у нее сохранены. Внешний вид небреж­ный, джинсы в пятнах. Двигательно спокойна, доступна продуктивному контакту. В беседе держится с некоторой переоценкой собственной лич­ности, проявляя недовольство, но экспертную дистанцию выдерживает. Анамнестические сведения сообщает последовательно, по существу задава­емых вопросов. Уклончиво сообщает об употреблении ею спиртных напит­ков, себя алкоголиком не считает. Жалоб активно не предъявляет, на во­прос ответила: «У меня ухо, у меня барабанной перепонки после аварии нет, у меня там постоянно гной ...». Словарный запас обиходный. Мимика жи­вая. Цель и задачи проводимой экспертизы понимает: «Психику проверить». На вопрос, считает ли себя психически здоровой или больной? — ответила: «Я нормальный человек, я не скажу, что здоровый человек, здоровых нет психически, все ненормальные...». В последующем возмутилась этой фразой, обвинила эксперта в том, что записано неправильно, что она имела в виду другое. О своей госпитализации в психиатрический стационар говорит нео­хотно, уклончиво, утверждает, что в больницу легла «чтобы отдохнуть», о «голосах» говорила «просто так». Внимание привлекается, удерживается. Память не нарушена. Мышление последовательное, по темпу не нарушено. Интеллект соответствует возрасту. Вне психоза. Эмоциональные реакции неустойчивые, раздражительна, но за рамки дистанции все же не выходит.

В судебно-следственной ситуации ориентируется, обвиняют: «Предумыш­ленное покушение там, все такое». По делу сообщила: «А у меня там самоо­борона была, вообще я — пострадавшая».

При проведении экспериментально-психологического исследования вы­явлено следующее. Внешний вид аккуратный, выражение лица недоволь­ное. Речь по темпу ускоренная, высказывания бесцеремонные, дистанцию не выдерживает. Высказывает жалобы: «У меня нервы». Злоупотребление спиртными напитками отрицает, со слов: «Иногда выпиваю, у меня тяги нет, от безысходности... фанфурики эти выпила в первый раз с соседями». Ситуацию правонарушения обсуждать отказывается: «Читайте, там все написано, я не буду каждому рассказывать». При экспериментально­ психологическом обследовании использовались субтесты Рубинштейна (задания на общую осведомленность, воспроизведение рассказа, задания на исключение и обобщение, объяснение метафор и пословиц и др.) с целью определения интеллектуально-мнестического развития. Проективные ме­тодики и стандартизированный многофакторный метод исследования личности применялся для выявления индивидуально-психологических осо­бенностей. Инструкции к заданиям понимает с одного объяснения. Темп психической деятельности несколько ускоренный. Внимание привлекается, удерживается в течение всего обследования. Словарный запас достаточ­ный. Временные представления прочные: последовательно перечисляет ме­сяцы и соотносит их по сезонам. Общая осведомленность соответствует жизненному опыту: правильно назвала температуру кипения и замерзания воды, определила назначение компаса, микроскопа («увеличивает»), по ка­кой причине дрожжи поднимают тесто? — «процесс брожения возникает», и т. д. Прочитанное воспроизвела по существу. Опосредованное запомина­ние через рисунки процесс воспроизведения не ухудшает. Память без особен­ностей. Понимает переносный смысл метафор (грязные руки — «способен делать нечестные дела, нет совести», каменное сердце — «человеку безраз­лично все, жестокий», много шума из ничего — «из мухи слона»). В заданиях на исключение и обобщение оперирует основными признаками (часы, весы, термометр — «для замеров», солнце — «натуральный свет», электрическая лампочка, свеча, керосиновая лампа — «искусственный свет»). По основным признакам дифференцирует сходства и различия (самолет — «технология», воробей — «живое существо», общее «полет»). Последовательно вы­страивает причинно-следственные связи в сюжетном рассказе. Мышление стройное и последовательное. Таким образом, выявлено: достаточный ело- верный запас, устойчивое внимание, развитая память, стройное и последо­вать ьное мышление. Интеллект в рамках нормы. Личностные особенности характеризуются: неустойчивым фоном настроения, склонностью к пере­оценке собственных способностей, скрытым уровнем агрессивных реакций, снижением контроля за раздражительностью в состоянии алкогольного опьянения, импульсивностью, склонностью игнорировать принятые в обще­стве нормы поведения, недостатком осторожности и осмотрительности поступков, практической ориентацией в бытовых ситуациях, примитивно­стью, легкомысленностью и беспечностью. Индивидуально-психологические особенности не превышают одного их вариантов нормы.

На основании изложенного судебно-психиатрическая комиссия пришла к заключению, что К. страдает хроническим алкоголизмом II cт. (FI0.2). Об этом свидетельствуют данные анамнеза о достаточно длительном и си­стематическом злоупотреблении ею спиртными напитками, уменьшении толерантности, формировании психической и физической зависимости к ал­коголю, палимпсестах, а также перенесенном психотическом эпизоде алко­гольного генеза, купированном в условиях психиатрического стационара. Одна­ко настоящим обследованием выраженных изменений в эмоционально-волевой и интеллектуально-мнестической сферах не выявлено. Поэтому в отношении инкриминируемого деяния она могла осознавать фактический характер и об­щественную опасность своих действий и руководить ими, в то время находи­лась в состоянии простого алкогольного опьянения. По своему психическому состоянию в настоящее время К. также может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В принудительных мерах меди­цинского характера не нуждается. По заключению психолога, у К. доста­точный словарный запас, устойчивое внимание, развитая память, стройное и последовательное мышление. Интеллект в пределах возраста. Индиви­дуально-психологические особенности в рамках нормы и характеризуются: неустойчивым фоном настроения, склонностью к переоценке собственных способностей, скрытым уровнем агрессивных реакций, снижением контроля за раздражительностью в состоянии алкогольного опьянения, импульсивно­стью, склонностью игнорировать принятые в обществе нормы поведения, не­достатком осторожности и осмотрительности поступков, практической ориентацией в бытовых ситуациях, примитивностью, легкомысленностью и беспечностью. Подэкспертная в период, соответствующий времени инкри­минированного ей деяния, в состоянии сильного душевного волнения (аффек­та) не находилась. Ее действия в процессе совершения правонарушения и после него были последовательными и целенаправленными. У нее не отмечается аффектогеннои амнезии элементов обследуемой ситуации, она полностью воспроизводит последовательность и характер своих действий, а также по­ведение потерпевшего. Не отмечается и пост аффект нога состояния с явле­ниями вялости, апатии, снижения активности. Патологической склонно­сти к фантазированию не имеется, способна дифференцировать реальные события и воображаемые ситуации. Ответ на вопрос о склонности ко лжи не входит в компетенцию экспертов.

Отсутствие объективного анамнеза в психиатрии приводит к ошибкам в клинической диагностике - Анализ случая 1

Учитывая данные анамнеза (и субъективного, и объективного), стацио­нарные и амбулаторную истории болезни, этот случай следует оценить как ошибочную диагностику психического расстройства, неправильную тактику и стратегию лечебно-реабилитационного процесса на протяжении всего пе­риода наблюдения и необоснованное назначение дорогостоящего атипично­го нейролептика, ставшего к тому же средством совершения самоубийства. Больная в течение многих лет страдала хроническим алкоголизмом (синдро­мом зависимости от алкоголя), с выраженным абстинентным синдромом, про­являвшимся, кроме соматических симптомов, и психическими нарушениями в виде кошмарных сновидений, упорной бессонницы, снижения настроения, психопатоподобных нарушений.

Подробнее: Отсутствие объективного анамнеза в психиатрии приводит к ошибкам в клинической диагностике -...

Случай 1 X., 1942 r.p.

Анамнез

Годилась в Горьковской области, в деревне «Карга Краснооктябрьского района пятым ребенком в семье (в живых осталось пятеро из десяти). Воспитанием детей занималась мать, будучи домохозяйкой. В дет­стве росла активным, веселым и общительным ребенком, всегда стремилась к людям. В школу пошла в К лет, в сельскую школу, где обучались разновоз­растные дети. Учиться нравилось: *Училась на табуретке — детей было много и стола на всех не хватало*. Помимо школы, занималась в драмати­ческом и танцевальном кружках. После окончания десяти классов поступи­ла в Челябинский педагогический институт. Н Челябинске работала воспи­тателем детского сада. Выйдя замуж, в возрасте 24 лет, вместе с мужем переехала в город Набережные Челны, где устроилась работать преподава­телем русского языка и литературы в средней школе. Проработав два года, перешла работать к мужу на КАМАЗ, оператором.

Подробнее: Случай 1 X., 1942 r.p.

Предисловие

Наши мудрые старики, наши учителя говорили, что любой врач после своей жизни оставляет маленькое кладбище бывших пациентов. У кого-то оно боль­ше, у кого-то невелико. Есть исключительно удачливые и счастливые в своей врачебной судьбе доктора. Они могут оставить после себя всего одну могилу. Есть ли такие, за чьей спиной не стоят кресты? Но и одна заноза в сердце может саднить всю жизнь. Обнаружив большое количество ошибок и пома­рок, мама ученика первого класса школы нередко заводила новую тетрадь. Старая выбрасывалась, а в новой тетрадке сын старательно выводил буквы, поминутно поглядывая в прописи. Врачи, как и многие иные взрослые люди, лишены возможности «поменять тетрадь», свои каракули приходится исправ­лять на живом теле человека или в его страждущей душе. Пусть эти записки будут пеплом Клааса, постоянно стучащим в сердце, напоминающим о неиз­бывной ответственности врача перед преждевременно ушедшими из жизни людьми, перед больными, доверившими нам свои страдания и не получив­шими должной и качественной помощи.

Подробнее: Предисловие

Тесты (тэги)

Материалы блога

Часто задаваемые вопросы о вакцинах от COVID-19

Прочтите это, чтобы узнать ответы на распространенные вопросы относительно вакцин против COVID-19.

Что нужно знать о 3D маммограммах

Если, после вашей последней маммографии врач заменил обычные 2D-изображения 3D-технологией, называемой томосинтезом молочной железы, или 3D-маммограммой, знайте, это хороший знак. Новая технология лучше 2D-изображения.

Как отличить новый коронавирус от гриппа

Фельдшеры находятся на переднем рубеже оказания медицинской помощи во время нынешней пандемии коронавируса. Коронавирус создает особые проблемы для фельдшеров. Эти вопросы связаны не только с лечением и транспортировкой инфицированных пациентов, но и с обеззараживанием и дезинфекцией машин скорой помощи и медицинского оборудования.